Спасение утопающих

Спасение утопающихНаписать статью «Спасение утопающих» меня подвиг случай из практики. Она носит не обязательный, но поучительный характер в плане сохранности данных предприятия и обязательности качественного обслуживания техники. В конце прошлого месяца ко мне обратился один клиент, который отказался от нашего абонентского обслуживания ссылаясь на дороговизну услуг и отсутствие у него средств на это. Мы сейчас не будем обсуждать финансовую сторону этого проекта, а поговорим о технической.

Данная фирма занимается оптовой продажей колбасо-мясных изделий. Учёт вёлся в программе 1С:Предприятие (в своё время я осуществлял их переход от версии 7.7 к версии 8.2) конфигурации Бухгалтерский учёт для Украины (так уж сложилось, конфигурацию купили без меня). Сама база крутилась на терминальном сервере, коим выступал самосборный системный блок :). Его минуя все мои рекомендации о покупке нормального сервера «впарили» в одной из местных компаний менеджеры, которые скорее всего и не видели серверов в живую 🙂 Они заверили клиента, что сие чудо техники будет работать вечно.

Сама база 1С в файловом варианте весила около 6Гб (за 3 последних года приросла всего на 1 Гб, уровень продаж упал). Напомню, от абонентского обслуживания компания отказалась давно (3 года назад), а своего ИТ-специалиста они так и не взяли на работу. В итоге всё это дело жило само собой, а обслуживали (если это можно назвать обслуживанием) технику все кому не лень, даже главбух Ирина Петровна (ей отдельный респект за то, что она понимала об обязательности профилактики ПК, наученная личным сгоревшим от пыли ноутбуком).

Внутренний осмотр привёл в шок 🙂

Итак, в обращении ко мне мой бывший клиент слёзно просил помощи, т.к. работа компании в целом стала. Причиной этому послужил выход из строя 1го из 2х жёстких дисков в на скорую руку собранном RAID менеджерами по продаже вышеупомянутого системника (ой, сервера, сори 🙂 ). Жёсткий диск умер довольно давно (как показало вскрытие — отказ механики). Компания продолжала «насиловать» оставшийся жёсткий диск, пока и этот не посыпал BAD-блоками 37% своей поверхности. В один прекрасный момент «сервер» просто не захотел загружаться. Вот тут то и вспомнили обо мне 🙂

Я выехал на офис клиента, открыл корпус и обнаружил там нечто похожее на это фото:dirtyПрежде чем включать ПК я провёл полную чистку и замену термопасты. При включении обнаружилось, что помимо вышедшего из строя жёсткого диска посыпалась ошибками одна из двух планок оперативной памяти, а конденсаторы материнской платы и блока питания повздувались как грибы из под земли. Но ПК запустился (перепайку конденсаторов я производил позже).

При диагностике выжившего жёсткого диска я обнаружил массу BAD-блоков и принял решение переносить данные с помощью утилиты Ghost указав ей в настройках миновать сектора, которые не читаются. Таким образом мне удалось «вытащить» большинство офисных документов, а также базу 1С (бэкапы понятное дело не делались). Развернув базу на своём ноутбуке и протестировав её понял, что в базе множество ошибок. База запустилась, но сделать выгрузку не получалось, мешало множество ошибок. Применив все свои (и не только) познания в администрировании 1С, а также утилиты мне удалось сделать выгрузку, но часть данных в таблицах была утеряна.

Спасение данных.

Было принято решение перенести остатки и данные справочников в новую базу. Для этого есть довольно обширный инструментарий и в данной статье я описывать его не буду. Данные на 90% были успешно перемещены в новую базу (хотя и времени это заняло несколько дней), но стал вопрос места хранения новой базы. Вот тут то и включилась вся жалость в глазах босса 🙂 Мол денег нет, в стране кризис и т.д. Но я настоял на покупке нормального сервера. У своего партнёра я заказал б/у-шный сервер HP DL360, которого для нужд этой компании хватит лет на 10. Основным критерием тестирования стали жёсткие диски. Их было 4 штуки (я перестроил RAID-10). Hard Disk Sentinel при тестировании показал просто великолепные показатели SMART`а жёстких дисков. В итоге сервер был куплен, настроен и база данных была перемещена на него.

Для ускорения работы и повышения надёжности база была перемещена на бесплатную версию Microsoft SQL-сервера (ограничение — база размером 10 Гб). Были настроены регламентные задачи: 1 раз в сутки тестирование баз, их дефрагментация и сжатие, а затем делается копия базы. Далее с помощью бесплатного планировщика XStarter делается синхронизация копий базы с хранилищами на других ПК. Всего затраты на проект составили не более 20 000 грн, но в случае полной потери базы данных убытки компании составляли бы не меньше 100 000 грн (обязательства перед клиентами и бюджетом), а здоровье персонала компании и вовсе бесценно. В дальнейшем планируется перевод работы в 1С на web-сервер (и на этот раз уже нет фраз мол нет денег, есть фразы — я найду средства для модернизации и роста). А ещё эта компания вновь согласилась на сотрудничество в сфере обслуживания их парка компьютерной техники. Спасение утопающих было завершено 🙂

Для связи с нашей компанией воспользуйтесь этой ссылкой.

Ronald

Добавить комментарий